ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ НАС ВСТАВАТЬ С КРОВАТИ

Анастасия Белик

От редактора:

Несть числа книгам коучей, неучей, ученых, художников, мудрецов, шарлатанов и просветленных бизнесменов, которые учат фиксироваться на сейчас, не на потом. Хотите достичь чего-то большого, совершайте маленькие шажки. Получайте от этих шажков удовольствие, потому что прошлого и будущего не существует, ведь мы живем в Сейчас. Это не призыв к однодневности бабочкиного сознания и не старое доброе «carpe diem», хотя и этой мудрости пока никто не отменял. Но скорее о том, что не стоит девальвировать текущий момент бытия. И когда вы делаете в этот момент что-то стоящее, пусть микроскопическое (бьете по клавишам, вымучивая точную формулировку, не размышляя о грядущем шедевре), то в ретроспективе этот момент может оказаться бесценным. Но его ценность легко осознать и прямо сейчас, не отходя от кассы времени.

Мыслящие люди пришли к этой идее тысячи лет назад. Один из почтенных примеров:

Вот почему Мудрый 
Действует, не делая, 
И обучает, не говоря ни слова.
Приходящему он открывает дверь,
Уходящее отпускает без сожалений.
Он имеет, но не владеет,
Он действует, но не ждет результата.
Когда его дело сделано, он забывает о нем.
Поэтому результат остается в памяти людей. (Дао дэ цзин)

А можно выйти в отпуск и написать книгу, слушая свои песни:

Итак, тема не новая, но мы решили опубликовать, точнее, републиковать, текст Анастасии Белик, которая, несмотря на обилие цитат, прошла этот путь (и продолжает идти) персонально. Только персональное имеет шанс стать уникальным. Хотя гарантий и тут нет.

С.В.

***

На прошлой неделе я спонтанно прошла пешком от Площади Восстания до Проспекта Просвещения (это примерно 20 км/12 mi).

Подумала, что этот путь — отличная метафора рабоче-творческого процесса. Глобальный проект часто кажется неподъёмным, пока ты к нему не приступил. Мне всегда мешала фиксация на результате и предварительные размышления о том, сколько всего предстоит сделать, прежде чем я его достигну. Но стоило разбить маршрут к нему на микро-задачи, увлечься самим процессом — и я не замечала, как достигала его. И приобретала на пути гораздо больше, чем могла себе представить в начале. Так, что сам результат уже казался чем-то вторичным.

Элизабет Гилберт в книге Big Magic и в одном из своих тед-токов рассказывает о своём амбивалентном положении после огромного успеха “Eat, Pray, Love”. Было очевидно, что успех такого масштаба вряд ли когда-нибудь повторится. Маловероятно, что она когда-либо побьёт собственный рекорд — по крайней мере, с коммерческой/социальной точки зрения. Но в какой-то момент стало ясно: эти показатели не так уж важны. Потому что сам процесс письма для неё синонимичен жизни. Это и тот метафорический “дом”, который становится местом её ретрита “в любой непонятной ситуации”, и та сила, которая структурирует и придаёт осмысленность нейтральной повседневности.

“What you produce is not necessarily always sacred. What is sacred is the time that you spend working on the project, and what that time does to expand your imagination, and what that imagination does to transform your life”, — пишет Гилберт в Big Magic.

Об этом говорят многие, кто испытал огромный и неожиданный успех одного проекта. Например, Марк Мэнсон — тот самый, что написал The Subtle Art of Not Giving a Fuck (переведённое у нас как “Тонкое искусство пофигизма”). Марк делает акцент на том, что на следующее утро или через месяц после “минуты славы” любого масштаба ты неизбежно задаёшься вопросом: а что дальше? Ты можешь оказаться в центре внимания на — условно — один час, но жизнь — непрерывный конвейер, и этот успех будет моментально забыт. Наступает момент, когда ты понимаешь: по большому счёту, никому нет и не должно быть до тебя дела, потому что все люди заняты собой. А потому важно лишь то, что увлекает тебя процессуально; что заставляет тебя каждый день вставать с кровати; в чём ты теряешь счёт времени.

Я наконец пришла к тому оптимальному стейт оф майнд, в котором мне просто хочется работать. Наслаждаться тем, как нематериальная идея кристаллизуется в материальное воплощение. Растворяться в письме. Не думать о том, сколько подписчиков придёт или уйдёт, сколько мне заплатят, как отреагирует на мою лексику и месседж человек X, Y, Z.

***

И парадокс в том, что, судя по всему, именно тогда случается волшебство. Именно тогда приходят рейтинги и успех. Потому что, как сказал герой Райана Гоcлинга в Ла-Ла-Ленде, “People love what other people are passionate about”.


Анастасия Белик в телеграме и фейсбуке.

Поделиться ссылкой:

Written by 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.